Для прошлой неделе в Красноярске часть правления ГМК «Норильский никель» Лариса Зелькова сообщила, который общество хочет продать приманка авиационные активы. Сообразно ее словам, ГМК «в свое век зашла в сей бизнес, для поддержать стабильность связи Норильска и материка». Только авиаперевозки - автокефальный, глубокомысленный и непрофильный бизнес, беспричинно сколько ГМК готова «изучить варианты». «Если мы увидим, сколько в России поглощать партнеры и профессиональный профильный инвестор, причастный в расширении бизнеса, то мы с интересом рассмотрим их предложения»,-- сказала она. Начало, близлежащий к ГМК, добавил, сколько «компания уже изучает совет, однако обязывающих документов не подписано».
В «Аэрофлоте» «Ъ» сообщили, сколько не рассматривают разночтение покупки авиакомпаний. В «ЮТэйр» заявили, который подобные решения принимаются для собрании акционеров и совет о покупке компании не поступали. В «Сибири» и «Трансаэро» для запросы «Ъ» не ответили.
ГМК владеет двумя авиакомпаниями. ОАО «Авиакомпания "Таймыр"» (работает перед маркой NordStar) создана в 2008 году, у «Норникеля» 88,1% акций. Лес состоит из десяти Boeing 737-800NG/300 и пяти ATR-42-500, выполняет рейсы из ряда сибирских городов сообразно 44 направлениям, из которых восемь - международные, в 2012 году перевезла более 1,6 млн пассажиров и 6,6 тыс. тонн грузов. Сообразно данным СПАРК, помощь в 2012 году - 9,8 млрд руб., чистая польза - 232 млн руб. Причина в ГМК уточнил, который в случае продажи «Таймыра» общество планирует сохранить изза собой его вертолетный сквер, используемый чтобы геологоразведки для Таймыре.
В 2011 году ГМК купила ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» у «Аэрофлота» (компанию оценили в $235 млн, однако с учетом ее долгов «Аэрофлот» получил чуть $7 млн). «Нордавиа» предполагалось интегрировать в «Таймыр», однако этого не произошло. Безотлагательно «Нордавиа» выполняет регулярные и чартерные рейсы более чем в 30 российских и зарубежных аэропортов, сад - девять Boeing 737-500. Сообразно данным СПАРК, заработок в 2012 году - 4,87 млрд руб., потеря - 436,8 млн руб. Совладельцы: Кольская теплоснабжающая общество (ею паритетно владеют Кольская ГМК «Норникеля» и Мурманская страна) - 47,8%, Irish Aircraft Leasing Corporation - 25%, Norilsk Nickel Logistics - 24%.
Продажа авиабизнеса соответствует новой стратегии ГМК, утвержденной в сентябре советом директоров. Она предполагает концентрацию всего для «первоклассных» активах (свыше $1 млрд выручки в год, более 40% рентабельности сообразно EBITDA) и освобождение из низкодоходных и непрофильных бизнесов. Кроме авиаактивов в каталог для продажу попали зарубежные предприятия ГМК, опричь финской Harjavalta, доли в энергокомпаниях, НПФ (переименован в «Наследие», продан в сентябре фонду UCP Ильи Щербовича). В интервью «Ведомостям» в сентябре Владимир Потанин заявил: «Дудинский порт и железная тропинка, аэропорт в Норильске - важная инфраструктурная делянка, а вот авиакомпания - нет».
Первостатейный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, который присутствие наличии свободных средств инвестору выгоднее хранить их для банковском депозите, чем вкладываться в низкомаржинальный авиабизнес. Только «Таймыр» и «Нордавиа», сообразно его мнению, могли желание заинтересовать кого-то из крупных туроператоров. Однако, собеседники «Ъ» между туроператоров покамест не подтверждают интереса к авиабизнесу «Норникеля». Они говорят, сколько компромисс была желание логична единственно ради крупного игрока с высоким пассажиропотоком, однако у основных операторов уже питаться приманка авиакомпании.
Елизавета Ъ-Кузнецова, Анатолий Ъ-Джумайло